«Золотой человек» {je1194}
«Gold man» »
история:
Особое место в истории мирового искусства занимает уникальный скифо-сакский звериный стиль, в формировании которого на территории Евразии, и в частности Казахстана, основную роль сыграли племена саков, населявших обширную территорию Великой степи в VIII-IV веках до нашей эры. Мировой интерес, вот уже на протяжении сорока лет, вызывает восхитительная одежда, состоящая сплошь из золотых украшений, одеяния «Золотого человек», найденного в 1969 выдающимся казахстанским археологом Кемалем Акишевым при раскопках кургана Иссык, близ города Алматы. На одеянии «Золотого человек» насчитывается более четырёх тысяч золотых пластин, выполненных в сакском «зверином» стиле. Это - комплекс выдающегося высокохудожественного и своеобразного произведения ювелирного искусства раннего железа, аналогов которого в мире нет. Возраст золотых украшений сакского вождя датируется V-ІV вв. до.н.э. По определению антропологов, захороненному в Кургане Иссык юноше было 17-18 лет. Ткань одежды была окрашена в коричневый или красный цвет. Скифо-сакская эпоха внесла свой неповторимый вклад в мировую сокровищницу образцами культуры, мифологии и письменности.

Всего в могиле находились тридцать один сосуд, черпак и ложка. Особое место среди находок занимает серебряная чаша с надписью – древнейший памятник письменности на территории Казахстана. Надпись состоит из двух строк, содержащих в общей сложности 26 знаков. Есть несколько версий его расшифровки.

место:
Астана: музей золота и драгоценных металлов
Astana: Museum of gold and precious metals
оформление:
Золото.
Gold. »
Шапка длиной 65 см повторяет структуру кургана. На головном уборе изображён путь души после смерти.

Пластина в виде скульптуры лошади - деталь головного убора/ Их две единицы, расположенных друг против друга. Согласно мифу они приносят богатство и плодородие. Две половинки коня - два полугодия. Кроме этого кони имели двоякий символ: солнечного божества и царский знак. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это - типичный символ плодородия, мужества и мощной власти. Конь олицетворяет необузданные страсти, природные бессознательные инстинкты. В связи с этим в античную эпоху он часто наделялся способностью предсказания.

Изображение крылатого коня с рогами горного архара символизирует слияние солнечного божества и родовых тотемов. Рога горных архаров на конях подчёркивали божественную сущность и избранность их земного владыки. Конь выступает как олицетворение солнечного божества и воплощение мифологических представлений о Вселенной. Конь считался проводником в другой мир. Он - символ года, крылья - олицетворяют верхний мир.

Золотые стреловидные украшения - основной элемент головного убора, олицетворяет четыре стороны света. Крылья птицы означают верхний мир, божественное происхождение, верховную власть. Стрелы подчёркивают устремлённость духа. Рядом с ними находятся две пластины, на которых изображены двенадцать маленьких солнц, означающих 12 месяцев.

Птица олицетворяет верхний мир и имеет божественное происхождение, ибо в небе живут только боги и туда может летать только птица.

Крылатые барсы символизируют собой два мира: тьмы и неведения. В скифском зверином стиле часто изображались фантастические существа - крылатые хищники с изогнутыми крыльями за спиной.

На шее золотая кольчатая гривна. Концы гривны завершаются скульптурными изображениями головок барсов. Гривна представляющая собой спираль, либо замкнутую или разорванную окружность - несёт идею «охранительного кольца».

Одежда сакского вождя состоит из кожаного камзола, сплошь обшитого золотыми бляшками в виде трилистников. По краям камзола и его рукавов нашиты бляшки в виде голов тигра.

Поверх камзола надет наборный пояс, украшенный 16 золотыми бляхами-накладками с изображением лежащего оленя и головы лося. Олень в древности считался тотемным животным, которому поклонялись.

Справа подвешен длинный железный меч в красных ножнах, а слева - железный кинжал - акинак в ножнах, обложенных золотыми пластинами в виде лошади и оленя. Накладка на кинжал «лошадь» - в сакском зверином стиле часто изображались образы животных (оленей, козлов, лося и лошади).

Штанины брюк заправлены в сапоги с длинными голенищами без каблуков. Обувь богато украшена золотыми треугольниками, как и камзол.

На пальцах правой руки - два золотых перстня, один с овальным «зеркальным» щитком - символ власти, сливался с душой человека и отражал в Космос всё, что делалось на земле, а второй - перстень-печать с изображением профиля человека - символ высшей власти.

предмет с изображением:
посвящённый предмет:
Ювелирная шкатулка
Jewelry box
Картины, продажа Рейтинг@Mail.ru