Всего в могиле находились тридцать один сосуд, черпак и ложка. Особое место среди находок занимает серебряная чаша с надписью – древнейший памятник письменности на территории Казахстана. Надпись состоит из двух строк, содержащих в общей сложности 26 знаков. Есть несколько версий его расшифровки.
Пластина в виде скульптуры лошади - деталь головного убора/ Их две единицы, расположенных друг против друга. Согласно мифу они приносят богатство и плодородие. Две половинки коня - два полугодия. Кроме этого кони имели двоякий символ: солнечного божества и царский знак. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это - типичный символ плодородия, мужества и мощной власти. Конь олицетворяет необузданные страсти, природные бессознательные инстинкты. В связи с этим в античную эпоху он часто наделялся способностью предсказания.
Золотые стреловидные украшения - основной элемент головного убора, олицетворяет четыре стороны света. Крылья птицы означают верхний мир, божественное происхождение, верховную власть. Стрелы подчёркивают устремлённость духа. Рядом с ними находятся две пластины, на которых изображены двенадцать маленьких солнц, означающих 12 месяцев.
Птица олицетворяет верхний мир и имеет божественное происхождение, ибо в небе живут только боги и туда может летать только птица.
Крылатые барсы символизируют собой два мира: тьмы и неведения. В скифском зверином стиле часто изображались фантастические существа - крылатые хищники с изогнутыми крыльями за спиной.
На шее золотая кольчатая гривна. Концы гривны завершаются скульптурными изображениями головок барсов. Гривна представляющая собой спираль, либо замкнутую или разорванную окружность - несёт идею «охранительного кольца».
Одежда сакского вождя состоит из кожаного камзола, сплошь обшитого золотыми бляшками в виде трилистников. По краям камзола и его рукавов нашиты бляшки в виде голов тигра.
Поверх камзола надет наборный пояс, украшенный 16 золотыми бляхами-накладками с изображением лежащего оленя и головы лося. Олень в древности считался тотемным животным, которому поклонялись.
Справа подвешен длинный железный меч в красных ножнах, а слева - железный кинжал - акинак в ножнах, обложенных золотыми пластинами в виде лошади и оленя. Накладка на кинжал «лошадь» - в сакском зверином стиле часто изображались образы животных (оленей, козлов, лося и лошади).
Штанины брюк заправлены в сапоги с длинными голенищами без каблуков. Обувь богато украшена золотыми треугольниками, как и камзол.
На пальцах правой руки - два золотых перстня, один с овальным «зеркальным» щитком - символ власти, сливался с душой человека и отражал в Космос всё, что делалось на земле, а второй - перстень-печать с изображением профиля человека - символ высшей власти.
|