Расплавлять металл в пламени огня, молотом и наковальней придавать ему различные формы, украшать и обрабатывать изделия — ремесло, издавна освоенное в Мангистау.
Боевые оружия — айбалта (боевой топор), жебе (стрелы), найза (пики) и боевые доспехи — защитникам отчизны в Мангистау умели изготовлять еще издревле. Восходит истоками к древности и искусство деревообработчиков, изготовлявших бесик (колыбель), музыкальные инструменты — домбры, шертер, сыбызгы, зерен, — кебеже (ларь для посуды), жукаяк (подставки для сундуков и постельных принадлежностей), предметы и инструменты быта для нужд населения.
В Мангистау редко можно было увидеть девушку или женщину-адайку без ювелирных украшений, таких, как безик (браслеты), жузик (кольцо, перстень), шашбау или шолпы (украшения для кос). Также редко можно было встретить джигита без кисе, денмент-белдиков (виды мужских поясов). Мастера-зергеры, на высоком уровне освоившие методы штамповки, гравировки, чеканки, литья, насечки, филиграни, зернения, скани по золоту, серебру и бронзе, достигли мастерства до такой степени, что браслеты, нагрудные украшения, ожерелья, застежки, пояса адайского образца, являющиеся уникальным наследием конца XVIII и начала XIX веков, хранятся в Санкт-Петербургском этнографическом музее народов Востока. Некоторые из них были выставлены в своё время в городе Оренбурге. Часть из них — образцы национальной одежды и ювелирных изделий Мангистау — были переданы в Центральный государственный музей РК и музей искусств имени А. Кастеева. Искусствоведы А. Мелков и А. Четыркина, удивленные таким уникальным богатством и разнообразием ювелирного искусства края, признавали: «Серебряные ониржиеки (нагрудные украшения), алка (ожерелья), шашбау (накосники) адайских женщин являются чудесным произведением прикладного искусства». В этих уникальных произведениях ювелирного искусства сохранилось мастерство и свой неповторимый почерк знаменитых адайских зергеров — Сартая, Сегизбека, Изкары, Есета, Кобея, Сенгирбека Мурына, Закира Надирбека, Марата Назарова, Беккожи Коштаева, Кумбетбая, Атаншы, Кадырбая, Конарбая.
Излюбленным материалом мастера-зергера было серебро. Они высоко ценили его как легко поддающийся обработке материал, а также за природную красоту, блеск и чистоту. Красота и самобытность являются особенностью ювелирных изделий Мангистау.
До XX века мастера-зергеры использовали древнюю методику. Из малого подручного материала они умели изготовить сложные массивные ювелирные украшения нужной формы, отфилировав и отгравировав их, затем украсив лицевую сторону зернью, наложением скани, вставками из драгоценных камней. Ювелиры для украшения разных серебряных изделий использовали сердолик, бирюзу, коралл и другие драгоценные камни. Они широко использовали русские серебряные монеты, которые попадали в край благодаря оживленной торговле по Великому Шёлковому пути.
Инструменты, одинаково необходимые для кузнеца и ювелира, это — кузнечные меха, наковальня, тигли, кочерга, набор молотков различных размеров, ковш, бурава, долото, рашпиль, ножницы, а также различные формовки для заготовки гвоздей, волочения проволоки и отливки мелких деталей и т. д. Считалось, что в инструментах мастеров-зергеров, как и в них самих, заложена тайная чудотворная сила. Ювелирные изделия считались сакральными. Люди верили, что они оберегают от злых духов, исцеляют от болезней, приумножают состояние. Перед тем как приступить к работе, мастер-зергер брал в руки меха и на мгновение замирал, как бы впитывая в себя их силу.
Искусные мастера, владея различной техникой, создавали изящные и сложные образцы ювелирных изделий. Необходимые качества для мастера-зергера — художественное мастерство, точность, смекалка. Бытующая в народе поговорка: «У зергера глаза остры, руки умелы, ум смекалист» возникла из-за уважения к этому искусству.
Самым дорогим, красивым и торжественным украшением невесты был головной убор — саукеле, который изготавливали по заказу родителей заранее. Основу саукеле шили из белого войлока, придав ему конусообразную форму, сверху обтягивали красным плюшем или бархатом. Затем украшали блестящими драгоценными камнями, золотыми и серебряными украшениями, края оторачивали ценным мехом.
Одним из торжественных видов мангистауских украшений является прикрепляемый к головному убору или к волосам у виска шекелик — нависочник. Иногда его называют самайсырга. Накосочники часто состоят из основной части и нанизанных на длинные цепочки, издающих звон различных подвесок, в том числе и подвесок жыланбас.
Одно из модных и сложных женских украшений — шашбау и шолпы. Подвески шашбау, соприкасаясь друг с другом, издавали приятный мелодичный звон. Отсюда и возникло красивое выражение: «Ее звонкому смеху вторит звон ее накосных подвесок». Форма и размер шашбау меняется с возрастом женщин.
Объёмное и массивное ювелирное изделие - нагрудное украшение. Его изготавливали специально для невесты. Носили это украшение только в торжественных случаях. Ониржиек — это скрепленные между собой при помощи цепочек орнаментированные массивные пластины. Количество пластин — три, пять, семь. Пластины четырехугольной формы, а самая нижняя — пятиугольная. Ониржиеки и другие женские ювелирные изделия украшаются орнаментом в виде ромба. Ромб — символ плодородия и жизненного блага. Он встречается и на средневековых, в виде женской фигуры, балбалтасах. Ониржиек символизирует собой продолжение и расцвет рода, защиту женщины — продолжательницы рода от всяких жизненных невзгод. По древним поверьям, ониржиек защищает грудь и утробу женщины от воздействия злых сил. Вид ониржиека, предназначенный для девочек, назывался ониртал. Ониртал чаще декорировался красным стеклышком или сердоликом и подвешивался на шею с помощью цепочек.
Носимыми на шее с помощью цепочек украшениями являются амулетницы. Эти изящные нагрудные подвески имели форму или треугольника, или трубчатую, или другую. Внутри амулетницы полые, в них обычно хранили надписи с молитвой от сглаза.
Одним из украшений, которое пришивалось к нагрудной части одежды или носилось на шее (на цепочке или на нитке), — бастырма. Его размеры и формы были самыми различными, схожи с пластинами ониржиека.
Украшения для одежды у казахских женщин очень разнообразны и изготовлялись они из серебра. Это капсырма и пуговицы. Капсырма (застежки) состоят их двух частей, которые скрепляются (застегиваются) друг с другом. Разнообразна и их форма. Встречаются широкие и объемные виды этих украшений. Пуговицы, мелкие и крупные, украшенные сердоликом, вставками из разноцветных камней, — одно из часто изготавливаемых зергерами украшений. Некоторые пуговицы внутри полые, снаружи разнообразно декорированы.
Так как серебро имеет свойство убивать микробы, то серебряные перстни или кольца на руке женщины были свидетельством чистоты подаваемой пищи. Считалось, что форма перстней и различные символы на них оберегают от сглаза и других злых сил. В Западном Казахстане, особенно, в Мангистау, перстни отличаются своей массивностью и размерами. Перстни, надеваемы на два пальца, с двумя шинками — кудагай жузики (перстни свах). Такие перстни дарили сватьи друг другу как символ согласия двух родов.
Кос билезик — широкие браслеты, надеваемые на обе руки. Они часто декорируются орнаментами: сынар окше, ыргак, бурама, иногда в них вставляются «глазки» из камней. В Мангистау женщины носят в основном этот вид браслета.
Бес билезик — состоит из браслета и нескольких колец. Надевали его на свадьбах и других торжествах.
Белдик (пояс) — один из видов драгоценного украшения, которое носили и женщины, и мужчины. Основа пояса — застежка, которая делалась из кожи, снаружи пояс украшали разными видами серебряных пластин. На торжества изготовляли пояса сложного декора, пластины подвергались позолоте, делались вставки из драгоценных камней.
Наряду с украшениями из серебра изготавливали удобные предметы личной гигиены: ухочистки и зубочистки, а также удобные для ношения в кармане табакерки. Иногда табакерки мастерили из козьих или сайгачьих рогов, затем они орнаментировались с помощью серебряных гвоздиков. Зачастую табакерки изготавливались полностью из серебра, меди, бронзы или олова. Отдельные искусно выполненные произведения искусства можно было обменять на скакуна.
Казахская пословица гласит: «Крылья батыра — скакун». Этим выражалось отношение степняка к лошадям. Поэтому и конскому снаряжению придавалось особое значение. У каждого региона есть свои характерные особенности изготовления конского снаряжения. В Мангистау распространенными были седла ак басты ер, курама ер, казыкуйрык ер, ашамай и другие. Особой красотой, изяществом и богатством отличались женские седла. Торжественность седлам, уздечкам, ошейникам придавали орнаменты из позолоты, серебра, кости. Такие седла изготавливались для высокопоставленных лиц, батыров, уважаемых личностей по специальному заказу. Особо красиво изготовленное конское снаряжение приравнивалось к цене двенадцати голов крупного рогатого скота.
Среди образцов ювелирных изделий можно выделить такие произведения мастеров, как кима тенге (монета, предназначенная для лечения новорожденного), серебряный наперсток, уршыкбас (серебряное грузило для веретена) и другие предметы быта. Это показывает, что мастера-зергеры уделяли внимание не только украшениям, но и необходимым бытовым предметам, которыми пользовались в народе.
Труд мастеров-зергеров, внёсших свой неповторимый вклад в казахскую культуру, достоин высокого почёта и уважения. Ювелирное искусство и ювелирные изделия являются художественной и материальной ценностью народа, его неповторимым культурным наследием.
|