Государственный музей Востока
State museum of East
»
история:
Фонды Государственного музея Востока в части традиционной культуры мусульманских народов мира постоянно пополняются.

Большим спросом и на Кавказе, и в Средней Азии пользовалась в XIX - начале XX в. медно-чеканная утварь: сосуды для воды, ёмкости для сыпучих предметов, котлы, чаши, подносы, курительные приборы. В их создании принимали участие несколько мастеров: одни формировали тулово, другие делали детали - носики и ручки, третьи занимались их украшением. Применяли разные технические приёмы: чеканку, гравировку, ажурную резьбу. В Узбекистане использовали также вставки из цветного стекла или пасты, в то время как в Дагестане и Азербайджане изделия покрывали полудой, избегая многоцветия. Орнаменты были традиционно исламские - растительные побеги ислими, мотивы бодом, разнообразные цветы, а порой и арабская вязь, содержащая то изречения из Корана, то строки из персидской поэзии. Часто такие изделия являлись свидетельством состоятельности их владельцев. В Дагестане котлы выставляли на полке в парадной комнате, ими выплачивали долги и штрафы. В Узбекистане медные изделия в случае надобности переплавляли в монеты.

Широко представлены на выставке ювелирные изделия Средней Азии. В прошлом украшения сопровождали женщину на протяжении всей её жизни. Самые простые - серьги и подвески-обереги - начинали носить ещё в раннем детстве. Ювелирные изделия для девочек 9-12 лет и девушек-невест были особенно разнообразны. Они служили не только декором костюма, но и оберегали свою хозяйку от «дурного глаза». Самые сложные и эффектные праздничные комплекты состояли из наголовных, налобных, височных и накосных подвесок, парных браслетов, перстней и амулетов, нашивавшихся на одежду. В конце XIX в. вес одного туркменского свадебного набора мог достигать 10...15 кг! После 30...35 лет количество носимых украшений уменьшалось, а с 40...45 лет женщина носила только простое кольцо и серьги. Ювелиры-зергеры работали в основном с серебром и превосходно владели разными техническими приёмами: это чеканка, литьё, резьба на проём, просечка, гравировка, золочение, филигрань, чернь и зернь. Инкрустировали украшения обычно сердоликом, кораллом и бирюзой. Сердолик, по представлению мусульман, давал благоденствие и покой, кораллы приносили богатство и многодетность, а бирюза - победу. Однако в первой половине XX в. полудрагоценные камни всё чаще стали заменять цветным стеклом, смальтой или бусинами.

Другие культурные традиции демонстрирует уйгурская коллекция. Уйгуры - тюркоязычный мусульманский народ, основная часть которого жив`т в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, а сравнительно небольшая часть - в Казахстане и Средней Азии. Уйгурская коллекция состоит из одежды, головных уборов и вышитых изделий, ювелирных украшений, керамической и металлической посуды, музыкальных инструментов. Наиболее эффектный и интересный раздел коллекции - ворсовые ковры XIX - середины XX в. Несколько экспонирующихся на выставке ковров представляют собой типичные образцы уйгурского ковроткачества. Они украшены в основном геометрическими и геометризованными растительными узорами, а для их колорита характерно сочетание достаточно ярких цветов. Особое место занимает ковёр с крупными растительными элементами, знаменующий ориентацию на европейское ковроткацкое искусство, которая проявляется прежде всего в заимствовании западных орнаментальных мотивов и композиций.

Одновременно с уйгурской в Казахстане собиралась дунганская коллекция. Дунгане - мусульманский народ, являющийся китайским по антропологическому облику, языку и многим феноменам традиционной культуры. Предки современных казахстанских и кыргызстанских дунган переселились из Китая в пределы Российской империи во второй половине XIX в. Основная часть дунганской коллекции - разнообразные вышитые изделия. Женская празднично-свадебная одежда (штаны, безрукавки, халаты), туфли и носки, подвески к женскому костюму, сумочки для гребня, футляры для зеркал - все это обильно декорировано аппликацией и вышивкой, выполненной гладью шёлковыми нитями. Особенно хороши прямоугольные или квадратные украшения для подголовников. Тонкие по исполнению и насыщенные по цвету, они содержат геометрические и растительные узоры, комбинации благопожелательных эмблем, изображения растений и животных, а иногда сложные сцены - иллюстрации к дунганским народным сказкам.

место:
предмет:
женский каракалпакский головной убор саукеле
выставка:
exhibition: »
«Продолжая традиции собирательства». Государственный музей Востока. 15 июня 2010. - 500 ед.хр.
«Continuing the traditions of collection». State museum of East.
посвящённый предмет:
Ювелирная шкатулка
Jewelry box
Картины, продажа Рейтинг@Mail.ru