Одна из лучших коллекций ювелирных изделий с эмалью хранится в Государственном Эрмитаже. Термин "художественная эмаль" всегда ассоциируется с предметами культового и светского ювелирного искусства. Эмаль, широко известная в Византии, затем распространилась по средневековой Европе и Киевской Руси. Техника эмали неразрывно связана с художественной обработкой металла, так как её основой является металлическая пластина: золотая, серебряная или медная. Полихромная яркая, никогда не затухающая палитра художественных эмалей на протяжении многих веков, придавала предметам удивительную красоту и изящество.
Эмаль - это смесь кварцевых песков, окислов свинца и поташа на растительном или водном связующем, которая наносится на металлическую пластину и обжигается несколько раз при температуре 600...900о C. Чтобы избежать деформации металлического листа при обжиге, его оборотная сторона тоже покрывается эмалью, а затем, при необходимости, расписывается. Эта, зачастую невидимая, часть называется контрэмалью. За долгое время существования эмали изобретены пять основных видов техники её изготовления. Значительные различия каждого из них, оригинальность технических приёмов и новизна зрительного восприятия позволили эмали занять заметное место в искусстве как одному из лучших видов ювелирного дела.
Эмаль - благородный материал. Её сочные чистые краски вечны, они никогда не выгорают и не блекнут. Неизменной дошла до нас колористическая гамма расписных эмалей XVII - XIX веков. Но у эмалей есть один существенный недостаток - хрупкость. При небольшом механическом воздействии эмалевый слой откалывается от основы и трекается. Восстановить утраты практически невозможно: при новом обжиге сгорают краски, а "холодный" метод восстановления эмалей, практикующийся в настоящее время, малоэффективен, так как дополнения отличаются от оригинала по цвету и фактуре.
Родиной расписной эмали как принципиально нового вида эмальерного искусства XVII в. считается Франция, которая первое время хранила секрет технологии ее изготовления. Техника расписных эмалей, а точнее живопись многоцветными красками по эмалевой основе, изобретена в 1634 Жаном Тутеном, мастером-серебрянником из французского городка Шатоден. Его метод росписи быстро распространился по Франции, а затем и по всей Западной Европе, привлекая внимание эмальеров, миниатюристов и ювелиров своей полихромной живописностью. Сложные технологические процессы многократного обжига пластины и последовательного наложения красок в зависимости от их температуры плавления остались теми же, что и в других техниках, но иной химический состав красок и сам живописный метод росписи, открывающий путь для раскрытия творческой индивидуальности художника, стали новшеством в эмальерном искусстве. Начиная с ~1635 французские ремесленники, которые, как правило, были протестантами, вследствие политических и религиозных волнений вынуждены были покидать родину и искать убежище и работу в других европейских государствах, таких как Англия, Германия т протестантская Швейцария. После отмены в 1685 Людовиком XIII Нантского эдикта бегство гугенотов из французского королевства стало массовым. Семьи ремесленников оседлали в соседних странах, где продолжали заниматься старым, хорошо налаженным делом - изготовлением ювелирных изделий.
Эмальеры-живописцы, освоив технику росписи по эмальевой основе в ювелирных мастерских Блуа и Шатодена, предложили мастерам других стран незнакомое им яркое и сочное искусство. Техникой живописи по эмали заинтересовались ювелиры и миниатюристы, которые вскоре стали использовать её при оформлении часовых корпусов, табакерок и самостоятельных миниатюрных портретов.
На протяжении последующих трёх веков расписная эмаль занимала разлиное место в искусстве стран Западной Европы, но лишь в Швейцарии она стала самым распространённым видом. В чём же причины столь интенсивного развития, необычайного расцвета и неожиданного конца эмальерного искусства в этой стране? Существует мнение, что разгадка этого феномена кроется в особенностях развития культуры и искусства протестанского общества, технической и экономической базы самой Швейцарии, её политическом и географическом положении на континенте, а также в культурных связях с государствами Западной Европы и Востока.
Веротерпимость и самостоятельность экономики этой страны привлекали иностранных ювелиров-ремесленников. В 1630 в Женеве появился один из первых французских протестантов серебрянник и эмальер Пьер I Хюо, бежавший со своей семьёй из Шательеро, небольшого городка на югеФранции. Отец и три сына Хюо считаются первыми художниками-эмальерами Женевы. Их творчество оказало большое влияние на развитие искусства расписных эмалей в Швейцарии. Династия Хюо: отец Пьер I Хюо (1612 - 80) и его сыновья, Пьер II старший (1647 - 80), Жан-Пьер (1655 - 1723) и Ами (1657 - 1724) - проработала в Женеве чуть менее ста лет, оставив после себя множество учеников и последователей. Основатель мастерской Пьер I Хюо очень редко подписывал свои работы: до нас не дошла ни одна эмаль с его именем. Его сыновья подписывали свои эмалевые композиции. Самый талантливый, старший, сын Пьер II в 1685...89 с перерывом работал при Бранденбургском дворе в Женеве. В 1691 он получил звание художника-миниатюриста курфюрста Фридриха III. Его братья Жан-Пьер и Ами работали в Женеве вместе с отцом, подписывая совместные работы "Братья Хюо". Собственные росписи Жан-Пьер подписывал: "Хюо, младший". Подписных работ младшего брата Ами нет, он был анонимным партнёром среднего брата. Братья Хюо расписывали эмалевые портретные миниатюры и медальоны, но основной их специализацией была роспись часовых корпусов. Вместе с отцом они разработали композиционный принцип расположения сюжетов на плоскости часовой коробки. По этой схеме роспись занимала всю её площадь. Если часы были закрытыми, то две основные композиции помещались на глухой крышке и дне корпуса, а если открытые, то только на дне корпуса. В медальонах по борту располагались пейзажные мотивы, на контрэмали была пейзажная или второстепенная сюжетная роспись и, наконец, на циферблате - малофигурная или портретная композиция. Творческая манера росписи братьев мало изменилась за долгие годы. Ранние расписные эмали выполнены в технике точечной живописи, характерной для работ художников-эмальеров XVII в. Это зависело не только от таланта художника, но и от наличия определённого опыта, знания, возможностей пигмента, его поведения при обжиге. В то время точечная манера была значительно удобнее и надёжнее, но намного беднее свободного живописного мазка.
Оригиналами для сюжетных композиций на темы античной мифологии служили главным образом репродукционные гравюры с живописных полотен французских художников. Эмальеры не были знакомы с оригинальной живописью, и поэтому колористическая гамма эмалевой росписи зависела от таланта и опыта художника-эмальера. Братья Хюо часто пользовались репродукционные гравюрами с картин Симона Вуэ и П.П.Рубенса. С ~1675 мастерская Хюо получала многочисленные заказы на оформление часовых корпусов. В ней работало несколько учеников и подмастерьев, которые выполняли работу под руководством братьев, подписи которых стояли на выходящих из мастерской расписных эмалях.
Часовые мастерские появились в Женеве ещё в XVI в. На протяжении всего следующего столетия производство часов и механизмов заметно расширялось. Уже в 1601 в Женеве возник цех часовщиков, где были упорядочены организация труда и обучение учеников, установлен контроль за качеством механизмов. Но всю первую половину XVII в. часовщики работали и жили в семейных мастерских. Только к 1650 наметился процесс разделения труда: появились специальные цехи по изготовлению отдельных деталей часов и их сборке. Весь этот большой сложный механизм стал называться Женевской часовой фабрикой. Корпуса для часовых механизмов делали серебрянники и золотых дел мастера.
На дне корпуса, как правило, стояли клеймо мастера и, если корпус выполнялся одновременно с механизмом, то и его номер. К сожалению, очень редко удаётся расшифровать клейма ювелиров, потому что эту работу выполняли мелкие ремесленники-серебрянники. Расширение часового производства в Швейцарии стимулмровало развитие расписной эмали как основного вида декоративного оформления часовых корпусов.
В 1686 братья Хюо уехали в Германию, так как были приглашены ко Двору Бранденбургского курфюрста Фридриха III, где уже работал их старший брат Пьер II. Ранее сложившаяся творческая манера и разработанная ещё их отцом композиционная схема оформления эмалевых часовых корпусов не претерпела никаких изменений в этот период. Более того, особенности творческого письма братьев и их колористическая гамма оказали заметное влияние на берлинскую расписную эмаль этого времени. К 1700 братья вернулись в Женеву, где они продолжили свою работу, а с ~1725 , когда трудоёмкая эмальерная техника стала им не под силу, перешли на миниатюрную живопись по слоновой кости.
Активная творческая жизнь братьев Хюо оказала огромное влияние на развитие расписной эмали как в самой Женеве, так и в других городах Швейцарии. С ~1735 оно формировалось и развивалось под непосредственным воздействием художественной манеры этой семьи. Но, следуя разработанной ими схеме, выдерживая колорит живописи, многократно варьируя старые сюжеты в расписывании часовых коробок, женевские эмальеры постепенно утратили свежесть и яркость расписных эмалей братьев Хюо. До нас дошло ~200 подписных эмалей этих авторов. Это довольно много, ведь судьба ювелирных изделий сложна, а порой трагична: старые предметы из драгоценных металлов часто переплавлялись в тиглях мастерских златокузнецов в угоду изменчивой моде или же в трудные моменты для государства превращались в звонкую монету.
В первые десятилетия XVIII в. в Швейцарии стал ощущаться избыток ювелирной продукции с расписной эмалью. Зарождающийся во Франции новый изящный стиль рококо внёс свои коррективы в декор ювелирных изделий и в оформление часовых корпусов. Изменения в декорировке корпусов призошли и вследствие появления новых технических деталей в часовом механизме. В 1675 Христиан Гюйгенс изобрёл спиральную пружину, благодаря чему значительно возросла точность хода часов, но пришлось увеличить их объём. В результате этих нововведений появились так называемые часы-луковица. Изменился и декор корпусов таких часов. На смену небольшим ярким полихромным эмалевым коробкам пришли двойные и даже тройные чеканные корпуса из золота и серебра. Продолжавшая существовать сюжетная композиция в центре обрамлялась чеканным и гравированным затейливым орнаментом из завитков и рокайлей. Но чеканные корпуса изготовлялись, как правило, английскими ювелирами, а во Франции и Швейцарии сюжетное изображение выполнялось в технике расписной эмали.
К середине XVIII в., параллельно с мифологическими, появляются галантные и пасторальные сцены. Особенно популярными становятся произведения известных живописцев XVIII в.: Антуана Ватто, Мари-Луизы Элизабет Виже-Лебрен, Николя Ланкре, Жан-Батиста Грёза, Франсуа Буше и, немного позднее, Анжелики Кауфман. Репродукционная гравюра с живописных полотен тиражировалась и таким образом попадала в мастерские эмальеров. Так, мастера, не покидавшие Швейцарию, использовали репродукционную графику других стран или же специальные сборники местных гравёров. Эти же рисовальщики разрабатывали схему оформления часовых коробок в целом или же детали отдельных видымых частей механизма. Уже к 1732 назрела необходимость в организации школы рисования, которая смогла бы объединить разрозненные группы гравёров. Главной задачей такой школы должно было стать обучение художников, их подготовка к разработке основ декоративного оформления механизмов и корпусов. Но открылось это учебное заведение только в 1751. Благодаря работам его выпускников появилась возможность разнообразить сюжетные и орнаментальные композиции, предназначенные для ремесленников-эмальеров, работавших на Женевской часовой фабрике.
С ~1765 швейцарские эмальеры вслед за французскими отказываются от галантных и пасторальных сцен. На смену им приходят сентиментальные сюжеты, прославляющие добродетель и милосердие. Широкое распространение получили иллюстрации к модным романам английских писателей того времени Лоуренса Стерна и Джеймса Томсона. Но уже к концу столетия вновь появляется мифологическая тематика, что объяснялось интересом к результатам археологических раскопок Геркуланума и Помпеи.
С третьей четверти XVIII в. техника расписной эмали заняла главное место в ювелирном искусстве Швейцарии, достигнув своего расцвета. Ориентируясь на новые принципы декорировки часовых корпусов, разработанные гравёрами, эмальеры начали вводить иные технологические приёмы, которые позволили им достичь необычайного эффекта. Металлическая пластина гильошировалась, то есть гравировалась при помощи механических валов, фон покрывался прозрачной цветной эмалью, в орнамент вводились металлические блёстки и цветная непрозрачная эмаль. Золотая и серебряная фольга вштамповывалась в рисунок, а готовая роспись покрывалась бесцветной прозрачной эмалью. Несколько изменившаяся форма борта часового корпуса уже исключала роспись на нём. Поэтому на смену расписным медальонам пришли орнаментальные пояса по краю корпуса из стразов (горный хрусталь или стекло, имитирующие алмазы) или полужемчужин. В ~1770 появилась ещё одна техническая новинка в эмальерном искусстве Женевы, которая отличала её от других швейцарских школ. Уже готовую расписную эмаль женевские мастера стали покрывать слоем прозрачной эмали - плавнем. Слой плавня предохранял роспись от повреждения и одновременно создавал впечатление необыкновенного свечения и блеска. Благодаря этому нововведению исчезли и малейшие шероховатости росписи.
Если швейцарские эмальеры конца XVII - начала XVIII вв., например Братья Хюо, подписывали свои работы, то мастера последующего времени, за небольшим исключением, не делали этого.
Художественный уровень расписной эмали на часовых корпусах был далеко не одинаков. Качество росписи зависело от многого: значимости заказа или положения заказчика; материала, из которого сделан корпус, и, конечно, от степени одарённости эмальера.
С ~1775 Женевская фабрика стала выпускать продукцию в расчёте на средние слои буржуазии. В таких заказах золото и серебро заменялись более дешёвым материалом: латунным сплавом с последующим золочением. На корпусах из такого сплава, который выпускали мастерские Франции и Швейцарии, стоит штамп "LETON".
Группа расписных эмалей 1770...90, в которую входят часы и табакерки с росписьюв основном женевских эмальеров, по стилистическим и художественным особенностям эмали можно разделить на несколько групп. К первой, самой многочисленной, относятся часовые корпуса расписной эмали на гильошированной основе и орнаментом из фольги и ободком со стразами. Во всех эмалях чётко прослеживаются особенности женевской школы: контур фигур обведён чёрной краской, типаж персонажей собирательный, начисто лишённый оригинальности и многократно повторяющийся. Подобные эмали художники расписывали по эстампам женевских гравёров, причём графическую композицию они брали лишь за основу, колорит и второстепенные детали, а также орнаментальное обрамление разрабатывали самостоятельно.
Ко второй группе относятся эмали, выполненные в традиционной технике росписи начала XVIII в. с преобладанием пурпура и охры, где живописная манера соседствует с точечной. Сюжет, как и рисунок, доволно наивный - это беззаботные сцены на фоне идиллического пейзажа. Подобная роспись - и на часах с расписными эмалевыми цифербратами.
Конец 80-х XVIII в. с его политическими и экономическими потрясениями в Европе не мог не отразиться на искусстве этого времени. Но существует мнение, что швейцарские эмальеры не откликнулись на сложную революционную ситуацию на континенте и продолжали расписывать безмятежные сюжеты на часовых коробках. Однако известны редкие исключения из общего положения. Примером тому служат часы с расписной эмалью на циферблате с изображением Людовика XVI перед эшафотом.
На протяжении всего XVIII столетия большинство талантливых художников, освоив технику расписных эмалей, покидали Швейцарию и делали свою карьеру в других странах. Расписывая часовые коробки и табакерки, они создали эмали, в которых, наряду с творческой индивидуальностью мастера и влиянием художественных вкусов другой страны, сохранялись черты, присущие только швейцарской школе. Швейцарцы работали во Франции, Австрии, Англии и России. Произведения этих художников высоко ценились. Но не их творчество определяло уровень развития искусства расписной эмали в стране. Общий фон расцвета эмальерного искусства создавали неизвестные мастера, прожившие всю свою активную жизнь в Швейцарии.
Талантливый художник-эмальер Жан-Луи Рихтер (1766 - 1841) - один из немногих мастеров, которые никогда не покидали Женеву. Его творчество тесно связано с жизнью и культурой родной страны. Рихтер учился у женевских художников Филиппа и Давида Ру, сотрудничал с эмальером Эме Жюльеном Троллем, совместно подписывая работы. Сам Жан-Луи Рихтер писал идеализированные пейзажи Женевы и её окрестностей на крышках табакерок, стремясь в своих пейзажных миниатюрах передать состояние природы, особенности световоздушной среды. Увлечённый этими поисками, художник соединил различные гравюрные композиции, создавая идеальный пейзаж на основе реально существующего. В совершенстве владея техникой расписной эмали, Рихтер постоянно вводил новые приёмы. Он первым стал применять полупрозрачную опаловую эмаль на гильошированном фоне неба, что создавало призрачное свечение красок и оттеняло особое настроение пейзажной композиции. Одним из первых он стал покрывать законченную роспись плавнем, что придавало особую яркость и колористическую насыщенность эмалевой живописи.
Женевские художники-эмальеры, работая по заданию часовой фабрики, всё чаще стали выполнять заказы ювелиров на роспись крышек золотых табакерок. Одной из самых известных ювелирных фирм, специализирующихся на изготовлении табакерок с расписной эмалью, была фирма Жоржа Ремона. Жоржа Ремон получил звание мастера-ювелира в Женеве в 1793. На табакерках его фирмы стоят клейма
В Женеве работали ещё несколько ювелиров, не входивших в какие-либо фирмы или цехи. Они также делали золотые табакерки с расписной эмалью; на внутренней стороне их читаются клейма с инициалами FJ.I.F, SD, JJ, которые, к сожалению, до сих пор не расшифрованы. Рядом с этими марками почти на всех табакерках присутствует клеймо Женевы конца XVIII в. По утверждению французского исследователя Сержа Гранжана, в это время клейма из двух букв соседствовали с официально признанными марками. Выяснить принадлежность мастера к какой-либо стране, как и их личность, пока невозможно. Гранжан полагает, что так авторы клеймтли изделия своими инициалами по аналогии с клеймами мастеров часовых корпусов илиже подражали официальным маркам Франции дореволюционного времени. Такие клейма принято называть престижными.
По манере росписи золотые табакеркис расписной эмалью, на корпусах которых наряду с клеймами Женевы есть и престижные, можно разделить на две группы. В первую входят табакерки с сюжетами на темы античной мифологии, расписанные в традиционной полихромной гамме. Разрабатывая сюжетную композицию на крышках табакерок, художники старались построить её таким образом, чтобы максимально вывести вперёд главных героев, исключить второстепенные персонажи, свести к минимуму дальний план. Это было необходимо для правильной расстановки акцентов в сюжетной канве. Причём следовало постоянно помнить о назначении предмета и его размерах: довольно малая площадь табакерки исключала дробность и многофигурность изображения.
Полихромная живопись с локальными крупными цветовыми пятнами одежд выдерживалась в тёплых тонах. Одна из табакерок этой группы подписана - в композиции с изображением сцены "Прощание Гектора с Андромахой" на щите воина стоит"H. Adamfec". Роспись выполнена в живописной манере тончайшим лессировочным мазком с мягкой моделировкой лиц. Такая живопись не свойственна женевской школе эмалевой росписи с её чётким контуром фигур.
блюдо
Гамильтон {je1317}
Диск {je1271}
Орхидея {je1322}
Цапля {je1325}
Цветы {je1316}
Лондон: музей Британский {je1283}
икона
Ангелы с Генрихом Блоисским {je1285}
Св. Георгий / Св. Дмитрий {je1302}
Тиффани Л.К. {je1327}
комплект украшений
Фаберже К. {je1049}
Руббиани А. {je1295}
Летящая птица {je1290}
Микрокосмос {je1380}
Св. Георгий / Св. Дмитрий {je1302}
Св. Тёрн {6659}
Фаберже К. {je1042}
Фализ А. {je1297}
Петух {je1297}
Яков I Английский {je1301}
Скарабей и богини {je1495}
Китаец {je1008}
Братья Нейнер {1238}
Першин М.Е. {je1033}
пряжка
серьги
статуэтка
табакерка
украшение корсажа {je1306}
украшение нагрудное {je1331}
украшение ювелирное {je1464}
чарка {je1401}
часы
Молле А. {1251}
Букет Д. {1178}
Жюль Вивьен и сыновья {1239}
Лери К. {1206}
Фаберже К.
Мандолина {1237}
Павлин {1258}
Фрукт {1238}
шкатулка
яйцо пасхальное
пряжка
Фрукт {1238}
комплект украшений
перегородчатая эмаль
This technique had originated in China but was also in use in Japan.
часы
Кото Ж. {1183}
Лери К. {1206}
Молле А. {1251}
Жюль Вивьен и сыновья {1239}
|