Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого
State museum of arts of Republic Karakalpakstan
»
история:
Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого
Каракалпакские ювелиры в изготовлении украшений для женской одежды, мужских поясов, конской сбруи сочетают серебро, иногда позолоченное, с сердоликом, кораллом и бирюзой. Для искусства Каракалпакстана типичен строгий геометрический и растительный орнамент, основной мотив которого бараньи рога.

Ювелирные украшения исполнялись, главным образом, для девушки и невесты - молодухи. Таким образом, разработанный набор девичьих украшений почти без изменений переходил к невесте. Значительно меньше носили их женщины после рождения первого ребёнка и пожилые каракалпачки. Изготовлялись украшения – обереги для детей, бляхи для мужских поясов, богатая конская сбруя. Придерживаясь форм, принятых для многих народов Средней Азии, каракалпаки умели и в ювелирных изделиях находить своеобразные решения. Они совершенно отказались от всякой прямолинейности в очертаниях изделий, стремясь к выразительному, непрерывно изменяющемуся контуру с завитками, выступами, чаще всего скруглёнными, без резких жёстких углов. Крупные массы облегчены ажурными прорезями и в сочетании с бахромой из цепочек, бляшек и бубенчиков приобретают лёгкость, пластичную мягкость – особенности, отличающие каракалпакские украшения. Этому способствует и обработка поверхности, все свободные места которой заполняются выразительным чётким узором, выполненным чеканкой, часто образующей довольно высокий рельеф. Мастер, нанося штрихи, зачастую глубоко выбирает фон, которому придаётся большое значение. Скань и зернь образуют, как правило, декоративные высокие пояски и обрамления оправ с сердоликами. Аппликация исполнялась преимущественно на длинных трапециевидных мешочках из кожи или белой ткани для муки, крупы, жареного проса. При этом чаще всего использовалось и чёрное сукно. Орнамент геометрический или рогообразный. Тиснение на коже достигало большой выразительности в подкладках под стремена. Они оттискивались в форме или гравировались и обрабатывались небольшими штампами. Вышивка по коже исполнялась мастерами-мужчинами, шёлком вышивались подседельники, а медной проволокой и медными узкими полосками - футляры для пиал и чайников и некоторые другие изделия из кожи. Резьба и инкрустация по дереву широко использованы на дверях юрты, шкафчиках и подставках под продукты, орудиях труда. Посуда - миски, чашки - прежде была деревянная. Резьба одноплановая, так как вещи должны были быть лёгкими и портативными в связи с частыми перемещениями жилищ. Однако посуда обладает большим разнообразием, и её декору присуща непосредственность исполнения. Инкрустация обычно делалась красным сукном и костью, которые эффектно сочетались с резьбой и придавали вещам праздничность и насыщенность цвета. Кость покрывалась тонкой геометрической гравировкой. Дерево чаще всего красилось в тёмно-коричневый или чёрный цвета.

место:
Нукус
Nukus
предмет:
гарнитур ювелирных украшений убор головной девичий украшение поясное
посвящённый предмет:
Ювелирная шкатулка
Jewelry box
Картины, продажа Рейтинг@Mail.ru