За долгие тысячелетия, которые насчитывает наша цивилизация, люди укрыли от посторонних глаз поистине неисчислимое множество кладов - благородных металлов, драгоценных камней и прочих материальных ценностей. Где только не прятал человек богатства: на необитаемых островах и в дремучих лесах, высоко в горах и глубоко под землёй, в роскошных дворцах и ветхих лачугах, в специально устроенных тайниках и случайно оказавшихся под рукой стульях.
Древние золотые монеты в коллекции музеев поступают, как правило, из захоронений, могильников, сознательных кладов, случайных потерь монет в далёком прошлом.
Сознательный клад может быть «краткосрочным», когда намеревались спрятать на короткое время имевшиеся монеты. В нём могут быть любые по качеству (по состоянию, как говорят нумизматы) монеты, так как в процессе обращения, переходя из рук в руки, стёртая монета циркулирует на правах полновесной как знак стоимости. Ценность такого клада в том, что он позволяет сделать «моментальный снимок» фактического состояния монетного обращения.
К. Маркс отмечает: «Золото, серебро, приведенные таким образом в виде денег в неподвижное состояние, суть сокровище». Собиратель сокровища накапливал именно новенькие, полновесные, т. е. не стёртые, монеты. Это особенно важно для экземпляра, попадающего в систематическую коллекцию, так как позволяет прочесть все надписи и рассмотреть изображения. Накапливание же в кладе тёртых монет принесло бы собирателю существенный ущерб: как подсчитано, за 20 лет (с 1809 по 1829) обращавшееся в Европе золото потеряло в массе от истирания 5 %, что составляет 19 млн. фунтов стерлингов.
Интересную характеристику собирателя сокровищ приводит К. Маркс: «Собиратель сокровищ презирает светские, временные и преходящие наслаждения, гоняясь за вечным сокровищем, которого не ест ни тля, ни ржа, которое является всецело небесным и в то же время всецело земным».
Элементы этой характеристики в некоторой степени можно отнести и к собирателю нумизматической коллекции - увлечённому энтузиасту своей профессии или хобби. Все коллекции старых музеев в основе состоят из частных коллекций, которые на протяжении многих лет создавались кропотливым трудом людей, «гонявшихся» за своеобразным «сокровищем», каким является редкая или просто нужная для коллекции монета, даже если они собирали и не для себя, а выполняли служебные обязанности. Безусловно, между собирателями есть огромная принципиальная разница: собиратель сокровища видит прежде всего золото и серебро, а монета лишь позволяет ему вести счёт сокровища; собиратель же нумизматической коллекции видит прежде всего монету, а металл, из которого она отчеканена, фиксирует лишь в качестве одного из элементов характеристики монеты. Есть и другая разница: древняя коллекционная монета во много раз ценнее, чем стоит золото, пошедшее на её изготовление.
В 1859 в России создана Археологическая комиссия, призванная обеспечить сохранность шедевров из открываемых кладов.
с. Брут
обкладки сабли золотая
перстень
пряжка поясная
цепи нагрудные с подвешенными к ним медальонами и лунницами
колты
перстень с печатями Рюриковичей
посуда
украшения золотые
чаши золотые
диадема
колты
монета
перстень
серьги
серебряный перстень
серебряные гривны
золотое украшение
Сокровища сарматской жрицы переданы на хранение Челябинскому областному краеведческому музею.
Реконструкция савроматского кургана Темир в натуральную величину в музее-заповеднике Аркаим.
Лев
диадема
кольцо нашивное
статуэтка
фибула пальчатая
фигурки людей
фигурки лошадей
части отделки поясов с тамгами, похожими на княжеские знаки времён Киевской Руси
Пастырский клад
Сахновский клад
Скифское золото
сосуд
ожерелье
Эсский остров
очелье с привесками
подвеска височная
подвеска шумящая
пуговица
серьги
|