Музей истории Азербайджана
Museum of history of Azerbaijan
»
история:
В 1957 в Музее истории Азербайджана создан фонд драгоценных металлов, в котором собрано ~ 500 изделий, созданных мастерами-ювелирами, начиная с XI века до н.э.
За тысячелетия своего существования ювелирное искусство азербайджанского народа прошло большой путь развития от простейших способов изготовления изделий до самых сложных. Многочисленные украшения и предметы из благородных металлов, относящиеся к XI в. до н.э. - XII в. н.э., свидетельствуют о высоком уровне материальной культуры азербайджанского народа. Анализ обнаруженных изделий даёт основание говорить о совершенстве ювелирного искусства азербайджанских мастеров древности и его преемственности: многие древние украшения «дожили» до нашего времени, сохранив свои формы полностью или в отдельных элементах, частично утерявших своё первоначальное значение.
В XIX в. главными центрами ювелирного ремесла Азербайджана являлись города Баку, Гянджа, Шемаха, Шуша, Шеки и Нахичеван.
Штампованные бляшки с точечным и растительным орнаментами нашивались на женскую, главным образом, свадебную одежду. По форме бляшки бывали самых разнообразных конфигураций - круглые, квадратные, прямоугольные, восьмигранные, в форме лепестков, рыбок, цветков. Такие бляшки широко использовались также для украшения различных бытовых предметов, таких как футляр для часов, расческа, Коран, молитвенная печатка.
Большая коллекция многоярусных шейно-нагрудных украшений состоит из штампованных деталей в виде цветов, лепестков, полумесяца и звёзд, соединённых колечками.
Методом штампа изготовлены и многоярусные головные украшения, состоящие из узких прямоугольных спаянных пластин, к которым подвешены миндалевидные подвески, в свою очередь имеющие подвески в виде листочков. Между подвесками на тонкой крученой проволоке подвешен мелкий жемчуг.
В Азербайджане и поныне широко распространены золотые полые (дутые) бусы круглой и продолговатой (зерно ячменя) форм. Штампованные продолговатые бусы имеют точечный и линейный орнамент. Их одевали отдельно или в сочетании с различными штампованными или гравированными подвесками.
В XIX веке в нагрудных украшениях, нашиваемых на верхнюю женскую одежду, широкое распространение получили крупных размеров штампованные дутые пуговицы в виде нераскрывшегося бутона. Пуговицы в форме колокольчика в нижней части имели подвески в виде листочков и коралловой бусины.
Среди изделий, изготовленных методом штампа, интересны дутые серьги в виде широко распространённой на Востоке формы нераскрывшегося бутона с алмазной вставкой и подвесками из жемчуга, а также браслеты, состоящие из двух спаянных пластин с пуансонным орнаментом, отдельные детали которых нанизывались на нитку.
В музее собрана большая коллекция филигранных изделий. Азербайджанские ювелиры в этом виде ремесла достигли большого совершенства.
Скань сочетается с зернью - мелкие золотые шарики напаяны на сканый орнамент.
Филигранные изделия чрезвычайно разнообразны по форме, с множеством различных деталей и сложной композицией. Деталями изделий были медальоны, многолепестковые цветы (солярный знак), рыбки, звёздочки, листики, полумесяцы, бутоны, конусообразные выступы. Отдельные фрагменты филигранных изделий когда-то служили амулетами, талисманами и заклинательными знаками, в течение последующих веков потеряли своё первоначальное значение и дошли до нас как декоративные детали.
Изделия украшались также драгоценными и полудрагоценными камнями, помещёнными в сильно выступающий каркас. Наиболее любимыми камнями были рубины, изумруды и бирюза, использовали также поделочные камни.
Методом филиграни изготавливались и золотые женские пряжки и пояса. Такие пояса состоят из нескольких прямоугольных филигранных пластин, соединённых штифтами. Фигурная пряжка также покрывалась филигранью.
В музее хранится богатая коллекция филигранных серёг и браслетов. В Азербайджане широко распространены парные сканые браслеты в форме цветков из ромбовидных деталей, соединённых колечками, на цепочке к браслету подвешиваются три филигранных подвески. Браслеты изготавливались также из двух прямоугольных деталей, соединённых штифтом с тремя филигранными подвесками. Такие браслеты часто дополнялись налепными цветочками.
Из головных украшений выделяется коллекция филигранных диадем, которые обычно состоят из трёх частей, соединённых штифтами. Эта коллекция интересна тем, что каждая из диадем изготовлена своеобразно, не повторяясь в деталях.
Расписная эмаль в XIX веке занимала видное место при изготовлении ювелирных изделий азербайджанскими мастерами. Основным центром производства эмалевых изделий являлся город Баку. Изделия из золота покрывались главным образом красной, синей и зелёной эмалью от светлых и до самых тёмных тонов. Фоном обычно служила белая эмаль. Эмалевые изделия покрывались растительным орнаментом.
Ювелирные изделия в XIX веке изготавливались как из золота, так и из серебра. По своим формам и технике исполнения изделия из серебра совершенно идентичны изделиям из золота. Серебряные изделия в зависимости от их назначения либо покрывались позолотой, либо гравировались и подвергались чернению.
Большая коллекция наборных поясов общекавказского типа, хранящихся в музее, состоит из покрытых чернью штампованных деталей, надетых на узкий ремень, и пряжки, также покрытой чернью. Отличительной особенностью таких поясов является разнообразие рисунков их деталей и фасонов пряжек. Коллекция кожаных поясов с большой серебряной пряжкой и нашитыми на кожу серебряными монетами интересна тем, что ни одна пряжка не похожа на другую. Пряжки большей частью украшены поделочными камнями.
место:
Баку
Baku
предмет:
браслет

украшение головное

украшение шейно-нагрудное

графин из серебра

поднос из серебра

пуговица

украшение для одежды

украшение женское национальное из золота

украшение женское национальное из серебра

украшение мужское национальное из золота

украшение мужское национальное из серебра

фрагмент для некоторых фасонов мужских поясов

шкатулка из серебра

ювелирная техника:
зернь

скань

штамп-чеканка штамповка

эмаль

посвящённый предмет:
Ювелирная шкатулка
Jewelry box
Картины, продажа Рейтинг@Mail.ru